Второй иностранный язык в школе


Второй иностранный язык в школе МиниатюраВ начале учебного года нам сообщили, что в школе вводят второй иностранный язык с пятого класса. У нас это будет французский язык в дополнение к английскому, хотя вообще можно выбирать из четырех – французский, немецкий, испанский и китайский. Но выбирает сама школа, а не ученики.

Во многих школах учителей не хватает, поэтому второй иностранный не преподают, хотя с 2015-2016 гг. он считается обязательным, аттестат без него не получить.

Сказать, что я в шоке, вообще ничего не сказать. Зачем второй иностранный язык в школе? Не люблю я вот так возмущаться и критиковать что-то, но все-таки есть ситуации, когда и молчать тоже себе во вред. Сын пошел в четвертый класс, со следующего года нас тоже ждет французский. И, конечно, если надо будет, то он и его выучит и сдаст, но вот к чему эти героические усилия?

Со второго класса он учит английский, и если бы я сама его не учила, то даже не знаю, как бы мы справились. Половина класса занимается с репетиторами, и все равно не так легко английский дается, так о каком изучении второго иностранного языка вообще может идти речь, да еще и с пятого класса???

Зачем?

Для меня загадка, честное слово, как рассуждают люди, которые приходят к решению о введении таких новшеств. Формально, конечно, наверняка идет речь о том, чтобы сделать лучше для детей, но неужели никто не сопоставляет это с реальностью? Столько лет мучений и ради чего в итоге?

А как вообще проходит изучение второго иностранного языка в школе? По себе могу сказать, в школе и в институте я учила немецкий. И он был единственным, заметьте, а не вторым. Ненавидела его всей душой, хотя училась всегда хорошо, как и по всем остальным предметам. В институте сдала его на «отлично», но что мне это дало? Сейчас я и двух слов по-немецки не свяжу, более того, даже когда учили мы его, мы уже учили неправильно, никакого произношения, никаких разговорных навыков, все только по учебнику, заучивали по сути, вот и все «обучение».

Английский в этом смысле намного проще, и хорошо, что его сейчас все учат. Кроме того, он практически полезен, нужен и в быту, и в играх, и в работе, поэтому никак нельзя сказать, что дети учат его для галочки. Его знание всегда будет поддерживаться и обновляться этой практической потребностью.

Язык же, которым не пользуешься – мертвый язык. С какой долей вероятности нашим детям пригодится французский, немецкий, китайский, испанский? А даже если пригодится, не стоит ли начинать его учить с осознанным желанием и стремлением, а не из-под палки, из-за того, что кому-то пришло в голову осчастливить наших детей еще одним пластом бесполезных для большинства знаний? И в аттестате потом ну кто на этой второй иностранный будет смотреть всерьез?

Мой опыт изучения второго языка

Я начала учить английский в двадцать семь лет – съездила в Турцию и поняла, что неловко как-то не знать иностранных языков. Да, было сложно, я работала, да еще и новые отношения завязались практически одновременно с началом курсов английского, но у меня была мотивация, и за полтора года я освоила его настолько, чтобы и в интернете ориентироваться, и ребенку помогать с уроками.

Считаю, что и наши дети подрастут и сами решат, что им нужно, и второй иностранный никогда не поздно учить, особенно если в нем есть потребность. Но это должны быть осознанные усилия, должно быть понимание, зачем ты это делаешь, тогда он и даваться будет проще и не получится так, что потратишь на его изучение много лет, получишь оценку на зачете или экзамене и тут же забудешь на всю жизнь, как страшный сон.

А школы, если уж так хотят сделать для детей хорошо, могли бы давать возможность бесплатно заниматься иностранным факультативом. Кто захотел – тот пошел. Все-таки к иностранным языкам должна быть склонность, чтобы учить их не по одному, да еще одновременно. Много вы таких людей знаете, которые владеют несколькими языками?

Второй иностранный надо отменить

Вот такие мои мысли по поводу обязательного второго иностранного языка в школе. Это просто жуть и бред, а еще говорят, второй иностранный язык со второго класса хотят вводить. Ну вот как это можно назвать? Ни одного приличного слова на ум не приходит в связи с этим.

Вообще о школе много и других мыслей, много что мне не нравится в ней, можно было бы долго говорить. Чего стоит хотя бы то, что дети учатся в субботу. И вот опять же – такая нагрузка у детей, у школ, что они не могут сделать субботу выходным, и при этом они добавляют второй иностранный! Ну где тут логика? Где тут забота о детях?

В общем, считаю, что второй иностранный надо отменить, сделать факультативным – что угодно, только не вешать это на детей в обязательном порядке. Если второй иностранный язык в школе отменят, это и будет самым правильным и адекватным решением. И уверена, многие со мной согласятся. Пишите в комментариях, что думаете об этом.

Интуитивные и метафорические карты, трансформационная игра Мудрость души

Что нужно для счастья Мудрость души и карты

Дети.

29 Комментарий Второй иностранный язык в школе

  1. Елена Парфенова

    Мне кажется, это лишняя нагрузка на детей. Если им будет нужен еще какой-то язык, они и потом могут его изучить.

    • Хуторная Елена

      Мне тоже кажется, одного иностранного достаточно в школе.

  2. Ольга Парфенова

    Сейчас детям и так очень тяжело дается учеба. Многие родители не могут помочь сделать домашнее задание. Куда там еще второй иностранный язык!?

    • Хуторная Елена

      Да, мы и представить такого не могли, чтобы вместе с родителями уроки делать, а сейчас сплошь и рядом, такая вот учеба.

  3. Trounin (литературный критик)

    Затем, чтобы читать труды французских революционеров в оригинале… :]]]
    дабы… «Над седой равниной моря…» :]]]
    но всё это очень даже серьёзно!

    • Хуторная Елена

      Ну, если человек захочет читать труды французских революционеров в оригинале, его ведь ничто не остановит )))

      • Trounin (литературный критик)

        угу, особенно зная, что они друг друга передушили и дали дорогу Наполеону…

        • Хуторная Елена

          да уж, много в истории примеров того, как не надо делать…

          • Trounin (литературный критик)

            вот мы говорим — не надо. и ведь мы не знаем — правильно ли. может и надо?

            • Хуторная Елена

              Кость, ну конечно, если случилось, значит, надо было. но это ведь не значит, что это был счастливый этап в истории, и не значит, что не стоит сделать из этого хоть какие-то выводы.

  4. Валентина

    Согласна, второй ин.яз нужно, чтобы изучали по желанию на бесплатных факультативах.

    • Хуторная Елена

      Я вот тоже порадовалась бы, если бы так и было.

  5. Любовь

    Полностью согласна с автором статьи, освоить бы один иностранный язык как следует, а потом уже браться за другой и то по желанию ребенка и полному его выбору, осознанному, а не навязанному.

    • Хуторная Елена

      Да, второй иностранный точно не входит в список базовых знаний, и пользы от него мало на том уровне, на каком его дают в школах.

  6. Алиша

    Я бы вообще половину обязательных предметов сделала бы факультативным, как в Америке. Даются азы по всем, а потом ребенок выбирает, какие посещать. У нас же огромная нагрузка на детей в школах. Иностранный язык полезен тем, что создает в мозгу новые нейронные связи. В этом плане полезен, и неважно — пригодится потом или нет. У нас вот вводили как-то в школе второй — кабардинский, местный, дети выли в процессе. Выучить его невозможно, не общаясь постоянно в этой среде…

    • Хуторная Елена

      Так я не против иностранного, один точно надо изучать и бог с ним, пусть даже со второго класса. Но язык это все-таки что-то такое личное, не каждый язык будет по душе, и заставлять его учить всех без разбора, если он не нравится, тем более если он еще сложный вдобавок, это тоже что-то вроде морального насилия.
      То же, как ты говоришь, касается любого довольно углубленного изучения любого предмета, я согласна полностью. Вообще когда учишься без удовольствия и интереса, от этого всегда толку мало.

  7. Александр

    Делают детям жизнь сложнее такими новшествами. Будет путаница в голове постоянная с этими языками. Сейчас и без такая нагрузка в школах, что просто удивляешься, кого они хотят выпустить?

    • Хуторная Елена

      Да, Александр, полностью разделяю ваши мысли.

  8. Картавцева Елена

    Дурацкие, другого слова подобрать не могу, школьные реформы, честно, шокируют. Так и хочется спросить, у тех, кто их «изобретает»: вам, что, больше заняться нечем?!
    Я так же, как и вы,Лена, в школе изучала немецкий, однако, на сегодняшний день могу воспроизвести только несколько фраз на нем. Самое смешное, что в институте был английский язык. До сих пор не понимаю, как я умудрялась его сдавать?!
    Судя по учебе моих внуков, вижу, какая нагрузка на них ложится. Это — дурдом, дети начинают школу с репетирами и заканчивают с ними же. Я у себя на канале в Ютубе даже сделала видео к 1 сентября, посвященное родителям, с юмором, но это было бы смешно, если бы не было так грустно.
    Кому помешала старая советская система школьного образования, не понимаю. Шли в первый класс, не умея читать, писать. Половину учебного года выписывали в прописях палочки…, зато какой замечательный почерк был! За 10 лет получали необходимые знания, самостоятельно поступали в институты…

    • Хуторная Елена

      Вот насчет почерка, Елена, это прямо в точку. И хотя я против лишней муштры в школе, но кое-что и правда нужно, как оказалось, вот тот же почерк, у сына только в этом году немного выправился, а так ну просто ужас что было. И я тоже не понимаю, зачем ну столько пытаться в детей впихнуть, тем более что сейчас источников информации ну просто предостаточно, на любой вкус, не то что раньше, и каждый может развиваться в той теме, которая ему интересна и без участия школы. Так что да, много вопросов к тому, как и чему учатся наши дети…

  9. Lara M.

    Адекватно не могу прокомментировать — не знаю, как изменилась школьная программа с советских времен. Скажу по опыту — язык можно хорошо выучить, если его при-ме-нять! Да, детям легко все дается, но 2-ой язык надо бы ввести в старших классах.
    И вот так: один обязательный, другой — по выбору, может, и факультативно… не у свех есть желание и таланты…

    • Хуторная Елена

      Вот и я, Ларочка, так думаю, язык нужно применять, только тогда его изучение это не бесполезная трата времени. И пусть бы только один обязательный иностранный учили, действительно даже пусть только для развития это полезно, но два — это уже чересчур, по-моему, без собственного на то желания.

  10. Ольга

    У меня есть опыт изучения второго языка. Увлеклась немецким лет в 25, выучила до приличного уровня. Но потом забросила как-то.
    Хочу отметить, что второй язык даётся намного легче, особенно если первый иностранной из той же языковой группы.
    Конечно, для детей лучше сделать второй язык факультативным. У них и так нагрузки в школе выше крыши.
    И вообще, лучше бы финансовой грамотности и правилам обращения с деньгами новое поколение обучали.

    • Хуторная Елена

      А мне вот не давался второй язык легче, просто английский сам по себе проще, чем немецкий, потому учить его было не так сложно. И да, понятно, что все выучить можно, вопрос только в мотивации и соразмерности нагрузки, а у детей и без второго языка забот хватает.

  11. Надежда

    На мой взгляд, это хорошо, что поставили изучение второго языка. Любой преподаватель иностранного скажет, что один язык учить тяжело, а когда 2, то лучше идет понимание и изучение языка. У меня сын в школе учит немецкий, а все видео и тексты в интернете читает и слушает на английском, фильмы тоже смотрит те, что на языке оригинала, так говорит, лучше эмоции передаются. Специально не учил, как то само у него выучилось))))

    • Хуторная Елена

      А может, просто у Вашего мальчика склонность к языкам? Таким людям вообще легко языки даются, они и пять выучат между делом и не заметят ))) Но что делать тем, у кого такой склонности нет? Вот я вроде прилежная ученица, но языки тяжело мне даются, в школе и институте еле пережила немецкий, и английский потом учила, и тоже не сказать, что было просто. И ладно еще, если языки действительно нужны, но если они изучаются только ради оценки, ну к чему столько мучений?
      Все-таки я считаю, что дети сами должны выбирать, а для общего развития одного иностранного вполне достаточно.

  12. Евгения

    Второй иностранный язык в школе может быть только факультативным, что бы его учили те, кто хочет и может. Ведь многим изучение языков даётся сложно, не у всех есть возможность нанять репетиторов. В каком положении окажутся эти дети/родители? Не для кого не секрет, что обучение в некоторых школах вообще носит формальный характер. Знания оставляют желать лучшего. Так о каком втором иностранном может идти речь?

    • Хуторная Елена

      Вот и мне кажется, что если дети не справляются со школьной программой, так что им приходится заниматься дополнительно, то это со школьной программой что-то не так, и добавлять к этому второй иностранный это прямо ну очень странно. А у нас полкласса ходят к репетиторам по английскому, причем не какие-то двоечники-троечники, а вполне успевающие ребята. Вот разве раньше можно было представить себе такое? Так что да, то, как сейчас организовано изучение иностранных в школе, вызывает много вопросов.

  13. Мария

    Помню когда переходила в другую школу при переезде, то у меня язык сменился с английского на немецкий. По началу все читала на английский манер, потом адаптировалась. По итогу теперь знаю два языка, но немецкий все равно хромает, потому что мало читаю на нем. Немецкий немного грубоватый, то учить его намного легче чем английский. Если у ребенка сильные лингвистические способности, то почему не выучить еще один язык. Ему это будет не в напряг, наоборот еще лучше развитие пойдет. Если вот так вот посмотреть, то самый легкий еще испанский язык, в нем меньше всяких заморочек нежели в английском.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку личных данных и принимаю политику конфиденциальности.